Мой сайт 
Воскресенье, 23.06.2024, 06:13

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Ноябрь » 9 » Блоги
06:03
 

Блоги

18.10.2011 06:27

Сообщение об освобождении Гилада Шалита вызвало самые разные эмоции,
буквально разделив Израиль да и еврейские общины мира на два лагеря --
сторонников и противников этой сделки.

С одной стороны, возвращение солдата домой после пяти лет плена в
руках террористов -- большая радость. Требуя от правительства
предпринять усилия для освобождения Гилада Шалита, многие израильтяне
утверждали, что <<он сын каждого из нас>>, потому и его возвращение
домой -- это радость для каждой семьи. С другой стороны, цена,
заплаченная за свободу Гилада Шалита, -- освобождение 1027 террористов,
у многих из которых на руках еврейская кровь, -- вызывала боль в семьях
жертв террора и страх за будущее Израиля у многих из нас.

Несколько дней назад Швуэль Схивсхордер был арестован за
надругательство над мемориалом Ицхака Рабина на площади Рабина в
Тель-Авиве. Его брат Меир Схивсхордер заявил, что после завершения
сделки Шалита оставшиеся в живых члены их семьи вернутся в Голландию.
"У нас ощущение, что нас предали", -- заявил он в интервью "Нью-Йорк
Таймс". В 2001 году во время теракта в пиццерии "Сбарро" в Иерусалиме
Меир и Швуэль Схивсхордер потеряли родителей, брата и двух сестер,
одной из которых было всего полтора года.

В этой статье я ставлю своей задачей
ознакомить читателей с аргументами сторон, чтобы каждый смог
сформировать свое мнение.
Мораль

Pro: закон разрешает президенту страны помиловать преступников, что и
сделал Шимон Перес, подчеркнув, что он все равно не прощает их за
совершенные злодеяния.

Contra: нарушение законов морали, обязывающей наказать преступника и
исполнить решения суда.

Опасность террора

Pro: глава израильской службы <<Шин Бет>> Йорам Коэн поддерживает
сделку, утверждая, что лишь сто наименее опасных террористов будут
отпущены на территорию Западного берега, в то время как все остальные
-- в Газу или другие страны, откуда им будет гораздо труднее
действовать против Израиля. <<В Газе более 200 тысяч боевиков ХАМАСа и
отправка туда еще нескольких сот террористов не изменит ситуацию>>.

Contra: большинство освобожденных Израилем в прошлом террористов
возвратились к своему кровавому ремеслу. По данным организации АМАГОР,
объединяющей семьи жертв террора, к террористической деятельности
возвращаются около 70% освобожденных. Таким образом, освобождая одного
солдата, государство приговаривает к смерти многих своих граждан.

Вознаграждение террора

Вопрос безопасности граждан не ограничивается рассуждениями о том,
смогут ли освобожденные террористы продолжать убивать евреев.
Пожизненное заключение за убийство является не только справедливым
возмездием, но и предупреждением будущим преступникам. Если этих убийц
освобождают, то и будущие убийцы имеют основания надеяться, что и их
освободят в подобной сделке. Более того, сам факт, что Израиль
заключает сделку с террористами, показывает целесообразность захвата
заложников и таким образом мотивирует террористов на будущие захваты
израильтян.

Не будет преувеличением сказать, что в настоящий момент продолжается
война цивилизации с террором. Однако когда эта война началась? На мой
взгляд, в тот момент, когда Израиль подписал мирный договор с
архитеррористом Арафатом. В то время ООП была единственной арабской
организацией, поддержавшей Саддама Хусейна в войне с США, и если бы не
усилия израильских миротворцев, то Арафат потерял бы все свое влияние.
Однако Израиль, который являлся примером бесстрашной и
бескомпромиссной борьбы с террором для всего мира, помог главе
палестинских террористов получить Нобелевскую премию мира и доказал
этим, что террористическая деятельность вознаграждается! Этот факт
сыграл роковую роль в мотивации исламских террористов, разжегших пламя
джихада по всему миру.

Один за всех -- все за одного!

Каким бы страшным ни казался террор, существованию еврейского
государства он не угрожает. Реальной угрозой существованию Израиля
является ядерный Иран и перспектива глобальной войны с окружающими
Израиль государствами -- Сирией и Ираном, Хизбаллой в Ливане, ХАМАСом
в секторе Газы -- при еще не ясных позициях Турции и Египта.

Аналитики газеты "Гаарец" полагают, что Нетаниягу поспешил именно
сейчас заключить сделку Шалита, потому что, возможно, в ближайшее
время Израиль атакует ядерные объекты Ирана. Возникшее в последнее
время напряжение во взаимоотношениях США и Ирана, связанное с попыткой
покушения на саудовского посла в Вашингтоне, предоставляет Израилю
уникальную возможность начать войну под прикрытием США.

Однако военная мощь израильской армии зависит не только от ее
технической оснащенности или от количества самолетов и танков, но и, в
первую очередь, от мотивации солдат ЦАХАЛа защищать свою страну,
побеждая врага на поле боя. Сила духа израильской армии является не
только причиной побед Израиля в прошлых войнах, но и залогом
безопасности Израиля в будущем. Особый боевой дух израильской армии
заключается в том, что ЦАХАЛ -- это народная армия, а не сборище
наемников. Идя в бой на защиту своего народа, каждый солдат должен
знать, что его народ сделает все для его защиты, в том числе и для его
освобождения из плена в случае пленения. Отказ от освобождения
пленного солдата и от ответственности государства за его освобождение
может тяжело ударить по боевому духу всей израильской армии, нанеся
стратегический ущерб ее мощи.

Перед израильским правительством стоит очень сложный, тяжелый выбор,
однако из двух зол выбирают меньшее. Как бы ни было опасно освобождать
террористов, еще опаснее не освобождать пленного израильского солдата.
Впрочем, пусть утешением явится мысль о том, что наши слабости
являются продолжением наших достоинств. Тот факт, что еврейское
государство так высоко ценит одного своего солдата, что готово
освободить 1027 террористов в обмен на его освобождение, является не
нашей слабостью, а нашей силой. И эту силу, в случае необходимости,
Израиль сможет использовать, разгромив врагов и главарей террора,
которым на свободе, в отличие от комфортабельных израильских тюрем,
грозит опасность точечных ликвидаций.

17.10.2011 20:49


Ноам Шалит пять лет ждал возвращения сына

В минуты, когда я пишу эти строки, евреи всего мира ожидают освобождения из плена израильского солдата Гилада Шалита. Радоваться его освобождению будут все, вне зависимости от политических взглядов или даже негативного отношения к сделке с ХАМАСом. Возвращение пленного — это всеобщая радость. Как символично, что Гилад Шалит возвращается домой в праздник Суккот, являющийся символом возвращения пленных евреев на свою родину! После раскаяния народа Всевышний вернет «своих пленников» на Святую Землю со всех концов земли, пророчествует Тора.

В Йом Кипур еврей возвращается к Всевышнему, а в праздник Суккот Всевышний принимает его в своем шалаше. Не случайно сукка должна иметь две стены и «ладонь», намекая на то, что шалаш — это рука Всевышнего, который с любовью обнимает раскаявшегося еврея как своего вернувшегося «блудного сына». В этой символике сокрыты также и тайны будущего еврейской истории. Почему за Йом Кипуром следует праздник Суккот? Тора пророчествует, что стоит евреям вернуться к Всевышнему, как Он вернет их к Себе, на Свою Землю. Тот, кто входит в шалаш, может ощутить, что в сукке, как в машине времени, он возвращается в Израиль, переносясь в будущее время прихода Мошиаха.

Праздник Суккот напоминает нам о том, что в шалашах сидел наш народ в Синайской пустыне после Исхода из Египта. Не только шалаши на земле, но и облака славы на Небесах защищали наш народ от испепеляющего солнца пустыни. И если сорокалетние скитания евреев по пустыне являются пророческим символом всех будущих скитаний нашего народа в изгнании, то шалаши символизируют защиту Всевышнего, который в каждом поколении спасал от преследователей народ Вечности. Потому сидящий в сукке еврей должен ощутить себя защищенным. Чувство защищенности и уверенности чрезвычайно важно для каждого человека, ибо лишь только тот, кто ощущает себя защищенным, способен по-настоящему защищать других!

...Однажды после свадьбы моего сына я сидел рядом с ним в доме рава Александра Голдшмидта в Иерусалиме. Увидев, что я обнял сына, рав Голдшмидт сказал: «Почему в благословении, которое мы произносим во время свадьбы, говорится не о «любящих», а о «любимых супругах» — реим ахувим? Потому что лишь тот, кто ощущает себя любимым, умеет любить!» — заключил он. Родители, проявляющие любовь, помогают детям ощутить себя любимыми, аккумулировать любовь и в будущем делиться любовью со своими супругами и детьми...

Тот факт, что боевой дух израильской армии зиждется на том, что каждый солдат знает: его страна сделает все для того, чтобы в случае необходимости защитить его, является иллюстрацией праздника Суккот — мы ощущаем себя защищенными для того, чтобы защищать других!

В праздник Суккот в Иерусалимском Храме приносилось 70 жертв за 70 народов всего мира. «Если бы народы мира знали, что в Храме молятся об их благополучии, то они никогда бы его не разрушали!» — восклицает Талмуд. Однако следует обратить внимание, что количество жертв за народы мира уменьшалось с каждым днем праздника. Это связано с тем, что благословения евреев помогали этим народам победить в себе зло. Пророки назвали евреев «светочем для народов». Историческая миссия нашего народа и состоит в том, чтобы являться примером добра и справедливости, подобно свету рассеивая тьму.

Не случайно, что праздник Симхат Тора символизирует время прихода Мошиаха, время триумфа добра над злом. Остается надеяться, что евреи Израиля сумеют рассеять окружающее их на Ближнем Востоке зло.

11.10.2011 22:44

Уход из жизни основателя Apple Стива Джобса заставил многих задуматься, подвести итог жизни этого выдающегося новатора, сумевшего во многом изменить окружающий нас мир…

«Какое нам дело до достижений Джобса? — предвижу я возражения некоторых читателей. — Чему может научить наш народ пусть даже самый выдающийся, но бизнесмен?» Впрочем, евреи достаточно мудры, чтобы осознать, что по-настоящему «мудр лишь тот, кто у всех учится» (Талмуд, «Поучения отцов»).
Однажды, когда основатель хасидизма Баал Шем Тов изучал Тору со своими учениками, в синагогу вошел извозчик и попросил их вытащить из грязи застрявшую на дороге телегу. «Мы не можем», — ответили ученики, посмотрев на тяжелую телегу. «Вы можете, но не хотите!» — рассердился извозчик. «Учитесь у этого человека мудрости, — воскликнул Баал Шем Тов. — Если вы действительно что-то хотите, то обязательно сможете!»
И если он призывал учиться у извозчика, то нам тем более следует извлечь уроки как из достижений Стива Джобса, так и из его заблуждений.
«Стив Джобс заблуждался?» — удивится читатель. Что ж, сразу оговорюсь, что мы говорим не о ведении бизнеса, а о ценностях жизни.

Филантропия
Стив Джобс не занимался филантропией. Он не поддержал инициативу Баффета — Гейтса Giving Pledge, призывающую богатых жертвовать свое состояние на нужды общества. Более того, вернувшись в Apple в 1996 году, он закрыл все филантропические программы этой компании.
Между тем, в это осеннее время сбора урожая евреи отмечают праздник Суккот, размышляя о своей обязанности делиться плодами урожая с нуждающимися.
Виденье будущего
Тем не менее Стив Джобс, безусловно, был человеком, который обладал видением будущего. «Есть старая цитата Уэйна Гретцки (известный канадский хоккеист. — Л.К.), которую я люблю, — говорил Стив Джобс. — «Я мчусь туда, где шайба будет, а не туда, где она была». И мы всегда старались делать так в Apple».
«Кто мудр? — спрашивает Талмуд («Пиркей Авот»). — Тот, кто видит зарождающееся!»

Настойчивость
Я убежден в том, что половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.

Теперь же я хочу познакомить читателей с несколькими высказываниями Стива Джобса из его обращения к выпускникам Стэнфордского университета в 2005 году.

Имейте смелость!
Если ты еще не нашел того, что искал, продолжай поиски. Не останавливайся. Поскольку это касается сути вещей, ты не пропустишь момента, когда действительно найдешь это. Наше время ограничено, не надо тратить его, чтобы прожить чужую жизнь. Не угодите в ловушку устоявшихся взглядов — это значит жить, используя мысли других людей. Не позволяйте, чтобы чужие мнения, какими бы громкими они ни были, заглушали ваш внутренний голос. И самое важное — имейте смелость, дабы следовать зову своего сердца и интуиции. Они так или иначе уже знают, кем вы хотите стать. Все остальное — вторично.

Вера
Нельзя соединить точки своей судьбы, если смотришь вперед, соединить их можно только ретроспективно. Так что надо верить, что эти точки как-нибудь да соединятся в будущем. Надо во что-то верить — в свой кураж, предназначение…
Этот принцип никогда меня не подводил и изменил всю мою жизнь.

Живи, помня о смерти
Когда мне было 17 лет, я прочитал: «Если вы живете каждый день, как будто он последний в вашей жизни, когда-нибудь вы наверняка сделаете что-то правильное». Это произвело на меня впечатление, и последние 33 года я каждое утро смотрел в зеркало и спрашивал себя: «Если бы сегодня был последний день моей жизни, захотел бы я сделать то, что намечено на сегодня?» И когда на протяжении многих дней я отвечаю себе «нет», я знаю, что должен что-то изменить…
Никто не хочет умирать. Даже люди, стремящиеся попасть в рай, не хотят для этого умирать. При этом смерть является нашим общим уделом. Никто не избежал ее. И это правильно, потому что Смерть — это единственное и наилучшее изобретение Жизни. Таким способом Жизнь меняет своих носителей. Она расчищает старое, чтобы дать место новому.
Почти все — все ожидания, вся гордость, все страхи пред затруднением или отказами — меркнет перед лицом смерти, оставляя только действительно важное. Напоминание о том, что однажды ты умрешь, — самый лучший известный мне способ избежать мысли о том, что тебе есть что терять. Это откровение оставляет тебя совершенно обнаженным. Нет причины не следовать зову сердца.
Мне безразлично, буду ли я самым богатым человеком на кладбище. Засыпать с чувством, что за день я сделал какую-нибудь потрясающую вещь — вот что меня интересует.

Любовь
Я убежден, что единственная вещь, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил свое дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений между людьми. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным — делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете.

Трудно не согласиться со словами Стива Джобса о великой ценности любви. Впрочем, еще за два тысячелетия до него рабби Акива утверждал, что главным правилом Торы является заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя!»
Впрочем, любовь любви рознь. В праздник Суккот евреи оставляют свои дома и заходят в шалаши, чтобы напомнить себе о бренности всего материального. И как мы ни любили компьютеры Apple, iMac, iPod, iPad и iPhone, все же Сука напомниет нам, что самое главное — это любовь к нашим близким и нашему народу.

11.10.2011 22:35

«Масорес Бейс Яаков»

– Мне нужно срочно поговорить с вами, это вопрос спасения жизни, — поздно вечером обратился ко мне рав Йосеф Гельман, директор одной из самых престижных еврейских школ Бруклина «Масорес Бейс Яаков».

У рава Гельмана есть множество сильных качеств и одна «слабинка» — он любит евреев из России и принимает их дочерей в свою школу. Ему доподлинно известно, что «русские» родители могут в любую минуту забрать свою дочь из иеши­вы. Помню, лет двадцать назад он рассказывал мне о том, как вся школа переживала, когда русскоязычные родители перевели свою дочь в городскую школу. К сожалению, сегодня произошла подобная история.
– Одна русскоязычная мама забрала двух своих дочерей, 12 и 8 лет, утверждая, что у нас в школе низкий уровень преподавания математики, — продолжил рав Гельман. — Целый день я пытаюсь поговорить с ней, но она не отвечает на мои звонки. Знакомые посоветовали мне обратиться к вам, надеясь, что, может быть, она прислушается к вашему совету. Пожалуйста, позвоните ей и скажите, что Министерство образования признало нашу школу одной из лучших в штате Нью-Йорк, и что многие наши выпускницы стали врачами и юристами. Передайте маме, что до окончания школы она не должна будет платить за образование своих дочерей ни одного цента.
«Масорес Бейс Яаков» не нуждается в учениках, в нее очень трудно попасть, однако рав Гельман до позднего вечера не шел домой, пытаясь поговорить с мамой двух еврейских девочек.
– Вы преподали мне очень важный урок того, как директор школы должен заботиться о своих учениках! — ответил я. — У вас большой коллектив учителей и администраторов, но вы сами сделали все возможное, чтобы эти девочки остались в еврейской школе. И хотя эти девочки не ваши внучки, вы относитесь к ним, как к членам своей семьи!
– Мой дедушка до революции жил в Киеве, — поделился рав Гельман. — У него было шестнадцать детей, и он мечтал спасти свою семью от погромов — переехать в Америку. Долгое время дедушка копил деньги на дорогу, однако, опасаясь погромщиков, он не хранил их дома, а прятал в потайном кармане своего пиджака. Однажды дедушка шел по улице и увидел, как незнакомого еврейского юношу арестовали за уклонение от службы в армии. Дедушка вынул из потайного кармана пиджака все свои сбережения и отдал их блюстителю порядка. Полицейский деньги взял и юношу отпустил.
– Как же дедушка и его семья добрались до Америки? — удивился я.
– У дедушки в Америке были родственники, Потемкины, которые продавали автомобили «Кадиллак» в Манхэттене. Узнав о случившемся, они прислали необходимые деньги, — ответил он. — Дедушка спас незнакомого юношу, родственники спасли нас, и я должен спасать людей…
В этом ответе рава Гельмана — секрет существования нашего народа. Праздник Суккот отмечает чудо спасения евреев в Синайской пустыне, когда «облака славы» защищали наш народ от жгучего солнца. Сорокалетние скитания по Синайской пустыне являются пророческим символом всех будущих скитаний евреев во всех изгнаниях и того удивительного чуда истории, что наш народ жив, несмотря на все преследования и гонения.

06.10.2011 13:19

Йом Кипур в Ираке

– Осенью 2004 года в Ираке было очень жарко, тем не менее я сообщил командиру, что собираюсь поститься в еврейский День прощения Йом Кипур, — рассказывает Кен молодым русскоязычным евреям, собравшимся в Еврейском Центре на Брайтоне. — Офицер отнесся ко мне с уважением, разрешил поститься и дал относительно легкое задание — охранять расположенную в пустыне базу морской пехоты. Если б я обратился к раввину, то он объяснил бы мне, что по законам Торы я освобожден от поста во время боевых действий и, более того, мне нельзя ослаблять себя постом, подвергая свою жизнь опасности. Однако в то время я мало что знал о законах Торы, но все равно хотел постом в Йом Кипур выразить свое еврейство…

Рос я в Бруклине, в семье выходцев из Санкт-Петербурга. Тогда у меня не было особого желания выражать свое еврейство, я и так был таким же «русским» евреем, как все. И если мой старший брат учился в иеши­ве, то я предпочел обычную городскую школу. Пережив потрясение 11 сентября, я решил, что после окончания школы пойду в американскую армию и буду защищать свою страну. Меня приняли в морскую пехоту, где я оказался единственным евреем в подразделении, в окружении ребят из южных штатов, многие из которых никогда до того не видели еврея и зачастую мыслили антисемитскими стереотипами. Вот тогда-то мне впервые захотелось не прятаться, а с гордостью выразить свое еврейство.
Все мы проходили очень жесткую боевую подготовку, включавшую в себя умение выживать в самых невероятных условиях. Но как бы ни готовился солдат к бою, какую бы физическую и психологическую подготовку ни проходил, тем не менее оказавшись на войне, он ощущает свою незащищенность и обращается с мольбой к Б-гу. В Ираке я понял фразу Уильяма Каммингса, который, пережив Первую мировую войну, писал, что «в окопах атеистов нет». Я и раньше постился в Йом Кипур, но тогда я впервые в жизни постился осознанно и просил Всевышнего о том, чтобы Он защитил меня, помог выжить на войне. Это был очень трудный пост, ведь я был в пустыне во время страшной жары. К четырем часам дня я так ослабел, что мог лишь сидеть с автоматом в руках. Однако я не нарушил поста, дождавшись окончания Йом Кипура.
Оборачиваясь назад, я могу сказать, что тот Йом Кипур был поворотным пунктом в моей жизни. Я начал постепенно соблюдать некоторые традиции, так, например, в Ираке я впервые решил не смешивать молочное с мясным. Вернувшись после службы домой, я понял, что в Бруклине мне будет очень трудно оставаться евреем. В армии я чувствовал себя евреем, соблюдая Йом Кипур, но в окружении моих ассимилированных еврейских друзей этого уже было недостаточно. Тогда я постепенно начал изучать Тору, у меня появились религиозные друзья, с которыми я проводил субботы. Окончив университет, я начал работать с подростками в еврейском центре, но чувствовал, что должен уделять больше времени изучению Торы. Вскоре я обратился к директору этого центра с просьбой дать мне отпуск для изучения Торы. Я собирался поехать в Израиль и поучиться год в иешиве, однако мне там очень понравилось, и я провел в иеши­ве два года. После возвращения в Бруклин я продолжаю работать в области еврейского образования и создаю еврейские образовательные программы для общины.

…В Йом Кипур еврей просит Всевышнего приблизить его к Себе, вернуть к Своему народу и Его Торе. Вынимаются все свитки Торы и уважаемые люди проносят их по синагоге, чтобы каждый еврей мог поцеловать Тору, попросить прощения за нарушение написанных в ней законов и попросить помощи Небес в возвращении к Всевышнему. После этого звучит торжественная и трогательная молитва «Кол Нидрей», во время которой многие проливают слезы. В этой молитве евреи просят отменить все обеты («кол нидрей»), которые были даны ими по ошибке. Однако мистический смысл этой молитвы заключается в просьбе о возвращении в Землю обетованную. После греха разведчиков, оговоривших Землю Израиля, Всевышний дал обет изгнания, отправив евреев блуждать сорок лет по синайской пустыне, что явилось пророческим символом всех будущих изгнаний нашего народа. Отменяя свои ненужные обеты, мы просим Всевышнего отменить и Свой обет изгнания и вернуть Свой народ в Землю обетованную. Не случайно Йом Кипур заканчивается словами: «На следующий год — в Иерусалиме!»

02.10.2011 20:36

Рыбницкий Ребе Хаим Занвл Абрамович (1902–1995)

«Я не разговариваю со своим сыном уже более 20 лет», — поделился человек, который недавно ушел в мир иной. Успел ли он помириться с сыном перед смертью?

Что должно было произойти между отцом и сыном, чтобы они на долгие годы прекратили общаться? Совсем не обязательно серьезный конфликт. Возможно, причиной разрыва стала обычная проблема отцов и детей, в результате которой они перестали разговаривать, и на протяжении двух десятилетий никто из них так и не смог первым протянуть руку.
Ощутивший себя униженным человек может обидеться и замкнуться. «Не ненавидь брата своего в сердце своем!» — указывает нам Тора. Этот запрет относится прежде всего к тем, кто, не высказывая своей обиды, молчит. В отличие от физической раны, боль которой со временем проходит, боль затаенной в душе обиды лишь усиливается, пишет Рамбан. Тот, кто не разговаривает со своим другом три дня, нарушает запрет Торы: «Не ненавидь брата своего в сердце своем!»
Перед сном еврей читает слова молитвы: «И вот я прощаю всех, кто обидел меня…» Муж и жена, родители и дети, братья и сестры, друзья и родные не должны идти спать, не простив друг друга…
Однажды переживший преследования сталинского режима Рыбницкий Ребе собрал в Америке большую сумму денег и отправил посланника в Румынию, чтобы помочь преследуемым за веру евреям вырваться оттуда. Узнав о том, что посланник оказался вором и исчез вместе с деньгами, Ребе не мог уснуть. «Почему ты не спишь?» — спросил его сын. «Я не могу идти спать, ведь у меня не получится искренне сказать слова молитвы: “И вот я прощаю всех, кто обидел меня”», — ответил Ребе. Впрочем, через некоторое время реббе все же нашел в себе силы простить.
Иногда мы боимся прощать: что если этот человек повторит против нас свой проступок? Следует помнить, что он может повторить свой проступок и без нашего прощения. Прощая, мы делаем одолжение не только ему, но прежде всего себе, освобождая свое сердце от разрушающей изнутри ненависти.
Впрочем, даже простив друга в сердце своем, человек зачастую не сообщает ему об этом, опасаясь быть отвергнутым: я протяну ему руку, а он откажется ее пожать.
Однажды на конференции во Всемирном торговом центре я встретил знакомого, который был на меня обижен и не общался со мной. В зале было несколько сот человек, и я мог легко его «не заметить». Но я вспомнил слова мудрецов Талмуда: «Первым приветствуй миром каждого человека!»
Почему сказано «каждого человека»? Легко приветствовать первым друга, но совсем не просто — недоброжелателя, который может не ответить на твое приветствие. Тем не менее не жди его приветствия, сделай это первым!
Собравшись духом, я подошел к нему и при всех подал руку. Это был первый шаг, который в конце концов привел к примирению…
После того как Адам согрешил, съев запретный плод, он прятался от Б-га. Так и мы прячемся, и не только от Б-га, но и от людей, против которых согрешили, нанеся им обиду. Конечно же, Всевышний мог бы подождать, пока Адам осознает свой грех и придет с извинениями. Однако Он обратился к Адаму первым, спросив его: «Где ты?»

25.09.2011 10:03

«Dip the apple in the honey,

Make a bracha loud and clear.

Shana Tova umetuka,

Have a happy sweet new year!»

(«Макни яблоко в мед,

Громко произнеси благословение,

Шана това у-метука,

Хорошего и сладкого Нового года!»)

— поют мои дети, когда семья собирается за праздничным столом, отмечая еврейский Новый год — Рош Хашану.
Макая яблоко в мед, мы желаем нашим близким хорошего и сладкого года. Однако не следует только желать, нужно также делать для этого все возможное. Эта добрая традиция — не пустой ритуал, а напоминание о том, чтобы на протяжении всего года мы стремились делать приятное нашим близким. Впрочем, зачастую любящие люди огорчают друг друга.
«Конечно, никто не планирует огорчать своих близких, — пишет американский психолог Хаим Гинот, автор бестселлера “Между родителем и ребенком”. — Все хотят, чтобы в их семье была атмосфера мира, без криков, споров и ссор. Однако, несмотря на все благие намерения, мы вновь произносим слова, смысл которых не имеем в виду, тоном голоса, который не нравится нам самим. И конфликт, которого мы хотели избежать, разгорается с новой силой…»
Все родители хотят, чтобы их дети преуспели. Однако иногда решения навязываются детям в виде грубых приказов, без всякого к ним уважения, без учета их мнения или наклонностей. И чем большая сила прилагается для подчинения детей, тем с большей силой они восстают против родителей.
Конечно же, лучшим инструментом воздействия является личный пример. Если сын видит отца с книгой, то это может повлиять на сына больше, чем все его призывы.
Впрочем, для того чтобы дети подражали родителям, необходимо также, чтобы они их уважали. Если ребенок презирает или ненавидит отца, то он и не захочет ему подражать. Для того чтобы воспитывать детей своим примером, родители должны заслужить их уважение и любовь. Заповедь почитания родителей важна не только для родителей, но и для детей, которые впитывают в себя духовные ценности тех, кого уважают…
Каждый еврейский праздник отмечает какое-то событие: Песах — Исход, Шавуот — дарование Торы. Что же отмечает Рош Хашана? Сотворение мира? Нет, в соответствии с еврейской традицией, в Рош-Хашану был сотворен Адам. Сотворив первого человека по образу и подобию Своему, Всевышний наделил его способностью уподобляться и подражать. И в этом сокрыта великая созидательная сила, с помощью которой человек может творить себя, свой характер. Выбирая героя для подражания, человек уподобляется ему. Тот, кто уважает благородных и праведных людей, творит себя благородным и праведным человеком.
«Почему Рош Хашана отмечает творение человека, а не творение мира?» — спрашивал Виленский Гаон. Все явления природы, все живое подчиняется установленным Творцом законам. Лишь человек наделен свободой выбора, лишь он может прятаться от Всевышнего, отказываясь выполнять Его законы. И лишь способный отвергнуть Творца может Его признать. В этом нашем добровольном признании Всевышнего состоит смысл Рош Хашаны. Всевышний не сотворил человека роботом, не подчинил Своему контролю
его поступки. Потому и мы, подобно Всевышнему, не должны контролировать или манипулировать людьми. Мы должны стремиться к их признанию, заслуживая их уважение и любовь.
Нам следует осознать, что если мы и можем контролировать, то лишь самих себя. Впрочем, контролируя себя, мы становимся примером для подражания и влияем на окружающих нас людей… Обращаясь к вышедшим из Египта евреям, Моисей предупреждает, чтобы среди них не было «ядовитого корня» («Дварим» 29:17). Рамбан поясняет, что ядовитый корень порождает подобный себе плод, так же как у человека
вырастает подобный ему сын. Для того чтобы у человека вырос хороший сын, родитель должен стать для него хорошим корнем.
Сидящий во главе стола отец хочет, чтобы его дети выросли хорошими людьми, а для этого ему нужно стать для них хорошим примером. Макая яблоко в мед, он должен помнить, что лишь сладкая яблоня даст сладкий плод и что яблоко от яблони недалеко падает!

07.09.2011 23:29

Книга рава Авраама Фридмана "Marital Intimacy"

В своем отношении к сексуальности человечеству свойственно впадать в крайности: от полной распущенности до полного запрета, говорил раввин и психолог Хаим Лившиц на своих уроках в Иерусалиме. Отношение ранних христиан к сексуальности как греху было сформировано под влиянием отвратительной развращенности древних греков и римлян. Обет безбрачия стал идеалом, к которому следовало стремиться, а брак — уступкой человеческой слабости: лучше жениться, чем сгорать от вожделения. Такое отношение к браку вызвало чувство вины и стыда, которые, по мнению Фрейда, явились причиной психологических расстройств человека.
Пропагандируемая идеями Фрейда сексуальная революция привела к крушению рамок морали, но явилась проявлением не прогресса, а регресса. Вседозволенность современности — это не что иное, как возвращение к развращенности древних идолопоклонников. И если Фрейд видел в человеке только материальное, считая духовное помехой, то христиане — только духовное, считая физическое помехой. Плоть изначально греховна, утверждали они, предаваясь самобичеванию.
В человеке проявляется как физическое, так и духовное, и он должен стремиться к достижению гармонии между ними, учит нас Тора. Поиск смысла помогает человеку найти свое место в жизни, осознать свою миссию, духовные цели своего физического существования. В каждом из нас есть небеса и земля, возвышенная душа и приземленное тело. «Небеса — небеса Всевышнего, — писал царь Давид (Псалмы, 113:23–24). — А землю дал Он людям!» «Для того чтобы они подняли землю до небес, осветив физические аспекты жизни духовным смыслом», — пояснял ребе из Коцка.
Запреты мобилизуют силу воли, помогают душе подчинить и направить тело, являясь могучим инструментом, способным возвысить «земное» в человеке до небес. Однако неумелое применение запретов может сбросить человека с небес на самую землю. Ибо то, что запрещено, становится необычайно привлекательным запретным плодом. «Сладки украденные воды», писал об этом царь Соломон (Притчи 9:17).
Примером такого неумелого применения запрета явился сухой закон, считает рав Авраам Фридман (Marital Intimacy, c. 33). Инициаторы сухого закона считали, что он приведет к уменьшению потребления алкоголя в США, но в действительности они добились противоположного результата. Законопослушные американцы не устояли перед искушением и начали посещать управляемые мафией бары, предаваясь там пьянству, наркомании и разврату. В этой связи мы начинаем лучше понимать и природу сексуальных скандалов, случающихся время от времени среди давших обет безбрачия священников.
Почему Тора разрешает еврейскому воину взять себе в жены пленную женщину лишь потому, что она «красива видом»?
Тора не ставит человека перед испытанием, которое выше его сил. Во время войны в человеке просыпаются животные инстинкты. И если бы Тора запретила ему красивую пленницу, то этот запрет сделал бы ее еще более привлекательной, объясняет рав Фридман, приводя мнение мудрецов Талмуда. Разрешая воину женщину, «красивую видом», Тора снимает с нее «сладость запретного плода», уменьшая его влечение к ней. Теперь воин в состоянии преодолеть страсть. Конечно, он может взять ее, но… не сейчас, а потом. Сначала он должен привести ее в свой дом, обрить ей голову, одеть в мешковину, позволить в течение месяца оплакивать дом отца и матери, а затем, если он «не захочет ее», в чем и состоит цель этого закона, то пусть отпустит ее на свободу (Дварим, 21:10–14).
Впрочем, энергия запретного плода может быть направлена на благо семьи. В еврейской семейной жизни чередуются периоды разрешения и запрета. Создавая семью, муж и жена становятся единым целым и обретают радость, что помогает им преодолеть искушения. Однако в течение 12 дней физиологического цикла жена запрещена своему мужу, становясь для него запретным плодом, сладость которого он вкушает в разрешенное время. Это привносит в семейную жизнь вкус сладости запретного плода, помогая супругам сохранить любовь.

29.08.2011 21:36

«Всевышний, пугай, но не наказывай!» — говорят евреи, и я вспоминаю об этом в связи с тем испугом, который пережили жители Восточного побережья США, узнав о том, что к ним приближается ураган «Айрин». В течение нескольких дней власти призывали готовиться к худшему, запасаться едой и питьем. Однако даже те, кто, надеясь на лучшее, не последовал указанию властей, все же ощутили трепет. Ведь угроза исходила не только от наводнения, но и от ураганного ветра. «Камень, влетающий в окно со скоростью 60 миль в час, или дерево, падающее на дом, опасны для жизни», — предостерегал сайт CNN. В субботу под угрожающие завывания ветра начались проливные дожди. Синоптики предупреждали, что ураган обрушится на Нью-Йорк в субботу ночью. Многие в ту ночь трепетали, опасаясь шального камня, который мог залететь в окно. Некоторые, как во время войны, заклеивали окна лентой.
И вот мы «день простояли и ночь продержались», а ураган обошел нас стороной. Возвращаясь к обыденной жизни, люди, еще не оправившись от страха, задаются вопросом: «В чем же был смысл пережитого испуга?» Некоторые находят объяснение в разбушевавшейся стихии, виня во всем других, но не самих себя...

Всего несколько дней назад землетрясение застигло врасплох жителей Восточного побережья США, а в субботу начался тропический шторм. В этот же шаббат в синагогах благословляли наступление еврейского месяца Элул, само упоминание которого может вызвать трепет в сердце еврея. Наступление Элула оповещает, что через месяц все мы предстанем перед Небесным Судом в Рош ха-Шану. Элул является особым временем подготовки к Судному дню, за которым следуют десять дней трепета, заканчивающиеся днем Прощения — Йом Кипур. Отнюдь не просто обрести искреннее чувство трепета перед Небесами. Потому, став свидетелем стихии, грома, молнии, урагана или землетрясения, еврей благословляет Всевышнего, великая сила которого «наполняет весь мир». Смысл благословения в том, чтобы пережитый испуг не прошел даром и сердце еврея наполнилось трепетом, но не перед безликими силами природы, а перед Всевышним. В отличие от Спинозы, мы не считаем, что природа — это Б-г, хотя, конечно же, за явлениями природы стоит Б-жественная воля. Нам не следует обожествлять силы природы лишь из-за их мощи. Всевышний является для нас не только символом силы, но и эталоном добра и морали. Трепеща перед Всевышним, мы анализируем свои поступки, стремясь к раскаянию и самосовершенствованию.

Для того чтобы обрести возвышенное чувство трепета перед Небесами, человек должен возвысить свое чувство страха. «Лев зарычит — кто не затрепещет?» — говорил пророк Амос (3:8). Месяц Элул оповещает о приближении Судного дня, в который мы предстаем пред Царем царей, подобно тому, как рык льва вызывает трепет, оповещая о приближении царя зверей.

В Судный день мы должны ощутить трепет перед Судом Небес. «Человек может ощутить, что весь мир предстал перед судом в Судный день, весь народ и вся община, при этом забывая лишь об одном творении на всей земле — о самом себе!» — предупреждал рав Борух Эзрахи, глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме. Впрочем, Судный день дан нам для того, чтобы мы творили суд над самими собой, а не судили окружающих людей. Конечно же, мы не наделены пророческим даром, и потому мы не знаем, почему Всевышний испугал нас землетрясением и ураганом. Тем не менее, у нас есть разум, с помощью которого мы можем анализировать свои поступки, делать необходимые выводы и, находя в себе силу воли, воплощать свои решения в жизнь!

«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих», — указывает нам Тора, призывая установить справедливый суд в каждом городе страны Израиля. Судья может вынести мудрое решение, но для его воплощения в жизнь необходим и надсмотрщик, которого боятся. Впрочем, Тора обращается не только ко всему народу, но и к каждому из нас. Судья — это разум, с помощью которого человек анализирует свои поступки и принимает мудрые решения, пишет рав Шор в книге «Ор Гедалиягу». Однако одной мудрости недостаточно. Человек должен обрести надсмотрщика — трепет перед Небесами, который даст ему силу воли воплотить в жизнь мудрые решения судьи — разума.

28.08.2011 12:35

Иллюстрация Кукрыниксы к рассказу Чехова "Тоска"


– Что мы можем сделать, чтобы Всевышний услышал наши молитвы? — спросил я однажды пожилого раввина синагоги, расположенной недалеко от госпиталя, в котором находился мой сын.

– Прежде всего следует помнить, что Всевышний всегда слышит наши молитвы, — ответил раввин. — Ведь мы каждый день произносим «Благословен Всевышний, слушающий молитву»…
Казалось, нам следовало бы благодарить Всевышнего за то, что Он отвечает на наши молитвы. Есть ли какая-то ценность в том, что Всевышний лишь слушает наши молитвы?
Отнюдь не все наши просьбы удовлетворяются, а мечты реализуются, однако, вне зависимости от чего бы то ни было, Всевышний все равно слышит наши молитвы! Осознание и ощущение этого позволяет человеку вести внутренний диалог с Всевышним и, делясь самым сокровенным, находить в жизни точку опоры. И тот, кто умеет ощутить, что Небеса слышат его молитвы, найдет облегчение своим страданиям. Впрочем, это также является важным уроком для всех нас. Ведь и мы, подобно Всевышнему, должны поддерживать окружающих нас людей, являться опорой для них. И даже тогда, когда мы не в состоянии помочь людям решить их проблемы на практическом уровне, мы, тем не менее, можем выслушать их, облегчив тем самым их страдания. Каждый человек нуждается в том, чтобы его выслушали…
Вспоминая свою маму, рав Авраам Пам писал о ее умении выслушивать людей («Rav Pam on Chumach», с. 211). До войны семья Пам жила в Литве в местечке Салок, в котором также жила одна женщина, очевидно, страдающая депрессией. Соседи сторонились ее, опасаясь ее неадекватных реакций, однако мама рава Пама всегда находила время ее выслушать. Облегчив свое сердце, Ривка уходила, чтобы через несколько дней или недель вновь вернуться за моральной поддержкой…
Рав Пам рассказывал, что был еще ребенком, когда познакомился с рассказом Чехова «Тоска», который произвел на него глубокое впечатление. Этот короткий рассказ повествует об извозчике Ионе, у которого умер сын, а он должен был развозить в своей карете самых разных людей, никто из которых не хотел выслушать, как болит у него душа.
– А у меня, барин, сын на этой неделе помер, — пытался Йона обратиться к одному пассажиру.
– Все помрем… — безразлично ответил тот. — Ну, погоняй, погоняй!
– Когда он нас довезет? — возмутился другой.
– А ты его легонечко подбодри… в шею!
На остановке извозчик начал кормить сеном свою лошадь и нашел в ней собеседника, способного выслушать его боль…
«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина, — завершает Чехов свой рассказ. — Иона увлекается и рассказывает ей все».
Каждый человек должен помогать нуждающимся, однако это отнюдь не ограничивается материальной помощью. Каждый человек уникален, также уникальны и его потребности. Тора учит нас тонкости души, мы должны понимать нужды других людей. «Если будет у тебя бедняк… то не ожесточи сердца, не сожми руки пред нищим братом твоим, а открой руку свою и дай ему по мере нужды его то, в чем он нуждается» (Дварим, 15:7–8).
Для того чтобы удовлетворить действительные потребности человека, нужно прислушиваться к нему, понимать его.
Иногда люди считают, что они не способны помогать нуждающимся, потому что у них нет денег, опыта или мудрости, чтобы дать дельный совет. Однако зачастую все, что требуется — это выслушать человека. Мудрейший из людей царь Соломон писал: «Тревога в сердце человека — пусть преодолеет ее, доброе же слово обрадует его» (Притчи, 12:25). Если человек не может сам преодолеть тревогу, то ему следует поделиться с другими своей проблемой, советуют мудрецы Талмуда (Йома, 75). Тот, кто готов выслушать друга, помочь ему облегчить душу, творит этим акт милосердия, заключает рав Пам.
Что мы можем сделать, чтобы Всевышний слышал наши молитвы? Научиться выслушивать людей!..
И, конечно же, тот, кто слышит просьбы людей и помогает им по мере возможностей, удостоится того, что и Всевышний будет слышать и отвечать на его молитвы.

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Войдите на сайт

или зарегистрируйтесь

или войдите на сайт

ЗарегистрируйтесьПри регистрации обязательны для ввода: имя, имя пользователя и имейл. Дополнительная информация вводится по желанию. Введение допинформации на странице личного аккаунта позволит Вам не вводить ее заново при использовании различных служб сайта. Любые данные о Вас, введенные на сайте, кроме Вашег

Просмотров: 394 | Добавил: muchaddin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz